Эпоксидная смола для творчества: выбор и использование

Содержание
  1. Основные свойства эпоксидной смолы
  2. Область применения эпоксидной смолы для творчества
  3. Чистые и модифицированные смолы: в чем разница?
  4. Виды смол для творчества
  5. Сколько стоит эпоксидная смола
  6. Шлифовка и полировка эпоксидной смолы
  7. Что нужно для шлифовки?
  8. Техники шлифовки
  9. Финальная полировка
  10. Жидкая смола не прозрачная, а мутная. Что делать?
  11. Какой бывает эпоксидная смола для творчества
  12. Характеристики популярной разновидности эпоксидной смолы ЭД-20
  13. Прозрачная и цветная эпоксидная смола для заливки
  14. Состав и компоненты для эпоксидной смолы
  15. Отвердители эпоксидной смолы
  16. Пластификаторы для эпоксидной смолы
  17. Растворители для эпоксидной смолы
  18. Наполнители для эпоксидной смолы
  19. Как пользоваться эпоксидной смолой для небольших изделий
  20. Краска для эпоксидной смолы
  21. Какие условия и средства защиты нужны для работы с эпоксидной смолой
  22. Как бороться с аминной пленкой (помутнением) на поверхности застывшей смолы
  23. Можно ли наносить эпоксидную смолу на стекло?
  24. Инструкция по применению ЭД-20: пропорции отвердителя и эпоксидной смолы
  25. По какой цене купить смолу для творчества

Основные свойства эпоксидной смолы

Одной из характеристик, которая отличает эпоксидную смолу от аналогичных составов, является способность кристаллизоваться, образуя невероятно плотную структуру под действием отвердителя. Полученный затвердевший материал характеризуется следующими свойствами:

  • повышенная адгезия к любой поверхности: дереву, бетону, пластику, керамике, металлу, стеклу и другим;

Стекло на бетонном основании, залитое эпоксидной смолой

  • хорошие диэлектрические характеристики;

Затвердевшая и остывшая смола практически не проводит электрический ток, поэтому из нее любят делать оригинальные лампы
Затвердевшая и остывшая смола практически не проводит электрический ток, поэтому из нее любят делать оригинальные лампы

  • устойчивость к механическим воздействиям, температуре, химикатам, воде;

Раковины из эпоксидной смолы - дорого, прочно и стильно
Раковины из эпоксидной смолы — дорого, прочно и стильно

  • экологичность: не выделяются токсины и газы как во время работы, так и во время работы;

Потрясающе красивые и экологически чистые украшения созданы с использованием эпоксидной смолы

Эпоксидная смола также по праву получила «титул» — самый доступный материал для творчества. С таким составом легко и просто работать. Просто нужно к этому привыкнуть. Поэтому именно на ней останавливаются многие новички, желающие проявить свои дизайнерские способности в различных творческих направлениях.

Область применения эпоксидной смолы для творчества

Как уже было сказано, все виды изделий изготавливаются из эпоксидной смолы. Их условно можно разделить на несколько групп:

  1. Украшения — это тончайшие и нежнейшие артефакты, сделанные из аналогичной смолы. Благодаря тому, что он хорошо ложится на любую основу и не портит ее, мастера привыкли делать «начинки» для своих украшений из засушенных цветов, насекомых, дерева, камня.Кусочек лета
    Кусочек лета
  2. Декоративные элементы, светильники — изюминкой любого интерьера, как правило, становится стильная вещица, от которой невозможно оторвать глаз. Именно эти изделия создаются из эпоксидной смолы и сопутствующих материалов, например, дерева, бетона, стеклянных шаров, ракушек, венков и других интересных изобретений.Не потребуется и часа, чтобы понять, из чего сделаны такие элегантные вещи
    Не потребуется и часа, чтобы понять, из чего сделаны такие элегантные вещи
  3. Мебель — один из самых практичных предметов, которые можно сделать из эпоксидной смолы. К тому же такая мебель несет еще и декоративную нагрузку, придавая интерьеру или помещению необычную красоту.Стол из дерева и эпоксидной смолы с морскими мотивами
    Стол из дерева и эпоксидной смолы с морскими мотивами
  4. Инструменты: Подобные изделия изготавливаются из синтетической смолы, но не для постоянного использования. Еще для декора кухни, столовой.
  5. Из аналогичного синтетического материала также часто делают вазы. Такие изделия больше напоминают современные произведения искусства, чем вазоны.
    Необычный цветочный горшок
  6. Столешницы — мега-популярное направление эпоксидного искусства. Чаще всего натяжные потолки делают в ванной, кухне, подоконниках, фартуках и прочее.Столешница из пивных крышек
    Столешница из пивных крышек

Хотя такие изделия производятся из синтетических смол, для каждого вида работ желательно иметь собственную торговую марку с определенными свойствами.

Чистые и модифицированные смолы: в чем разница?

Мы сразу же будем обновлять новые поступления. Все эпоксидные смолы условно можно разделить на две большие группы: чистые и модифицированные. Чистая эпоксидная смола привлекает своей ценой, но о хотя бы приемлемом результате творчества с ней можно сразу забыть. Это также не лучший вариант для отработки базовых навыков, на которых стоит сэкономить. И вот почему.

Чистые эпоксидные смолы — классический пример — смола ЭД-20 — используются в технических целях. Они используются для армирования стекловолокна, заполнения печатных плат, стабилизации больших трещин в древесине и т.д. На первый взгляд техническая эпоксидная смола ведет себя как обычная смола. Но он толще, хуже течет, обильно образуются пузырьки воздуха, которые выходят очень плохо. Чтобы получить застывшую в толще смолы начинку без пузырьков, состав необходимо откачать — это сложно и не решает проблему на 100%. Саму смолу можно варить только в ограниченных количествах. При однократном замесе большого объема выделяется много тепла и композиция может закипеть. Кстати, этому подвержены любые смолы, но здесь риски больше.

Технические смолы быстро сохнут. Заливка способна застывать в среднем от двух до трех часов. Некоторые сочтут это преимуществом, но это не так. Во-первых, быстрое отверждение не оставляет времени для естественного выхода пузырьков. Во-вторых, возникает сильная неуравновешенность внутренних напряжений, в результате чего пломбы часто лопаются. Принимая во внимание все эти факторы, по крайней мере приемлемый результат можно получить только на очень тонких пломбах до 4-5 мм. Но даже это не избавит от последней проблемы: чистые смолы не выдерживают ультрафиолета и быстро желтеют.

Модифицированные эпоксидные смолы — это смолы с добавками, улучшающими литье материала и эстетичность конечного результата. Мы рассмотрели недостатки чистых смол, поэтому перечислим только преимущества их конкурентов. Итак, вот основные преимущества модифицированных эпоксидных смол:

  • высокая текучесть и хорошие литейные свойства (очень важно при заполнении пор и капилляров древесины);
  • высокая прозрачность;
  • слабое пузырение»;
  • универсальность: подходит для начинок толщиной от 1 мм до нескольких сантиметров;
  • высокая основная прочность + минимальный риск самопроизвольного растрескивания;
  • стойкость к ультрафиолетовому излучению (все эпоксидные смолы со временем желтеют, но с качественными составами это происходит не так быстро, да и само изменение цвета не такое интенсивное).
  • возможность смешивания больших объемов (хотя риск закипания смеси сохраняется).

можно залить живые цветы эпоксидной смолой

можно ли залить эпоксидной смолой живые цветы? Да, но для того, чтобы результат был действительно качественным, необходимо использовать состав с высокой прозрачностью и текучестью.

Ну и где минусов: все они эпоксидные.

Его осложнения связаны с увеличением времени выдержки на открытом воздухе. Даже самые быстро модифицированные смолы сохнут от 6 до 12 часов. В течение этого времени деталь необходимо тщательно защищать от пыли, грязи и перепадов влажности. И если с относительно небольшими проектами это более-менее решимо, то, например, с затопленной плитой все несравнимо сложнее. Если этого не сделать, пыль и мусор осядут на смоле и, что еще хуже, войдут в ее толщину, и шлифовка вас больше не спасет. Внезапный скачок влажности приведет к еще одной серьезной проблеме — образованию аминопленки, о которой мы поговорим ниже.

Он выходит сбоку и обладает высокой текучестью смолы. Лучше течет на всех неровностях, углублениях, трещинах — это однозначно преимущество. Зато расход материала становится в разы выше. Когда дело доходит до плит и других больших заполнений, очень важно герметизировать опалубку и создать изоляционный черновой пол. Если модифицированная смола обнаружит малейшую трещину, она обязательно воспользуется этим и начнет протекать — вместо продукта будет заливаться ваш верстак, пол и т.д. И, наконец, чем больше модифицирующих добавок, тем ниже конечная прочность из пластика. Это тоже не следует забывать в поисках смолы с идеальными качествами. Есть и проблемы с безопасностью, о них мы поговорим подробнее ниже.

Виды смол для творчества

Количество модифицирующих добавок определяет эксплуатационные свойства эпоксидной смолы. Когда-то все было проще и особенно улучшенные смолы называли просто ювелирными (честно говоря, этот термин активно используется до сих пор). Но спрос на эпоксидную смолу растет, что и используют производители, предлагая различные варианты своей продукции.

Сегодня можно найти эпоксидную смолу для покраски, для украшений, для малых форматов и больших заливок различной толщины. Но эта классификация очень условна. Нельзя сказать, что это маркетинговый ход. Производители регулируют наличие определенных модификаторов, чтобы сделать смолу более подходящей для конкретных применений. Например, эпоксидные смолы для больших пломб менее подвержены кипению при смешивании в больших объемах, а ювелирная смола более прозрачна и лучше «выделяет» пузырьки воздуха.

Сколько стоит эпоксидная смола

Работа с качественными смолами — хобби недешево, по крайней мере, при работе с крупными проектами. Брендов не будет, но в среднем цена на качественную модифицированную смолу колеблется от 1200 до 1600 рублей за килограмм. Да, они всегда работают с эпоксидной смолой по весу, а не по объему, поэтому основная мера — это граммы и килограммы.

С учетом того, что, например, расход смолы исчисляется десятками кг для отливки столешниц в полноразмерные плиты, становится очевидной дороговизна и высокая степень ответственности таких работ. Большинство косяков, образующихся при заливке смолы, необратимы, поэтому перед тем, как заняться самими столешницами, настоятельно рекомендуем выполнить три-четыре небольших проекта.

Шлифовка и полировка эпоксидной смолы

Отвержденная смола требует дальнейшей обработки. Исключение могут составлять лишь небольшие заливки в силиконовых формах и даже в том случае, если сама форма предварительно была смазана восковым сепаратором. В остальных случаях изделие опалубки имеет, мягко говоря, не самый законченный вид и требует доработки — шлифовки и полировки.

как правильно шлифовать эпоксидную смолу

Для тех, кто работает с деревом, шлифование — процесс привычный и мало кому нравится. Помимо того, что этот вид обработки является очень утомительным занятием, он требует специального оборудования и навыков. Ошибки, допущенные на этом этапе, могут в конечном итоге испортить всю проделанную работу. Но от гринд обычно некуда деться, поэтому мы вкратце расскажем, как все сделать просто и правильно.

Что нужно для шлифовки?

Без чего совершенно не обойтись, так это набора абразивных абразивов разной зернистости. Измельчение затвердевшей эпоксидной смолы происходит в несколько этапов: сначала работают с крупными зернами и постепенно переходят к более мелкому абразиву.

Весь цикл можно выполнить вручную, используя листы наждачной бумаги и абразивные диски. В этом случае целесообразно использовать технику мокрого шлифования, когда поверхность смачивается водой и выполняются точные круговые движения наждачной бумагой; после смены зерна рубанок тщательно очищают, смачивают чистой водой и цикл повторяется. Это лучший выбор для бережного шлифования для новичков или тех, кто не часто работает с эпоксидной смолой. Но он подходит только для проектов, где вся поверхность покрыта смолой и нет открытых частей дерева.

Также для шлифования можно использовать специальное оборудование: мелкие дисковые круги (для мелких предметов) и ручные орбитальные шлифовальные машины (для больших поверхностей). Конечно, механизированные методы обработки менее утомительны и более эффективны, но возможность приобрести такое оборудование — дело индивидуальное.

Говоря об эпоксидных шлифовальных машинах, мы в основном имеем в виду орбитальные модели. Комбинация эксцентричных и вращательных движений подошвы обеспечивает идеальный результат шлифования (и полировки) без удаления большого количества смолы. Подробнее об этих шлифовальных машинах читайте в нашем кратком руководстве. В качестве бонуса: обзор пяти проверенных на практике моделей.

Для шлифования и более скрупулезной обработки труднодоступных поверхностей используются ручные станки — граверы, с абразивными насадками разного размера, формы и зернистости. Но то, что вам точно НЕ нужно использовать, так это всевозможные аксессуары для дрели и болгарки. Такое оборудование не предназначено для бережного шлифования и, скорее всего, испортит окончательную отделку.

Важно!
Никогда не шлифуйте эпоксидную смолу, пока она полностью не затвердеет. Застревание на поверхности не означает, что материал полностью затвердел. Помните об этом, особенно при заливке больших поверхностей. Выше мы уже объясняли, что затвердевшая смола наиболее опасна. Вдыхание химически неинертной пыли может привести к серьезным последствиям, от сильного раздражения слизистой оболочки до более серьезных проблем в будущем. И даже если вы шлифуете полностью затвердевший материал, не забывайте о респираторе.

Техники шлифовки

Грубое шлифование поверхности производится с размером зерна 100 или 120 единиц. Но необходимость в такой агрессивной обработке возникает не всегда. Это может понадобиться, например, если вам нужно сгладить безнадежно приставшие фрагменты опалубки или придать краям детали желаемую форму путем шлифования большого количества материала.

Тонкое измельчение смолы проводится поэтапно с последующей заменой абразивов зернистостью:

180 → 240 → 320 → 500 → 1000 → 2000 единиц

Это универсальный рисунок, подходящий как для ручного шлифования, так и для шлифовальных работ. При желании его можно упростить, вплоть до использования всего трех абразивов (180 → 500 → 2000), но качество шлифования из-за больших скачков между зернами будет хуже.

В этой таблице вы можете увидеть, какую зернистость использовать для различных задач шлифования, и узнать взаимосвязь между абразивными следами.

Смолу шлифовать намного легче, чем древесину. Качество болгарки здесь особой роли не играет. Но очень важно обеспечить хорошее отсасывание пыли, иначе кусочки смолы, прилипшие к подошве, будут «писать» круги. Второй ключевой момент — использование наждачной бумаги / специальных кругов для лакокрасочных материалов или пластмасс.

Финальная полировка

После обработки последним абразивом смола становится гладкой, но остается матовость. Чтобы он получился блестящим и прозрачным, можно нанести краску из пульверизатора или налить сверху еще один слой эпоксидной смолы (при помощи пульверизатора это делать категорически запрещено). Но добиться зеркальности полировкой намного проще.

Сама технология проста, нужны лишь специальные пасты и аксессуары для полировки. Последние представляют собой круги из шерсти, которые могут иметь форму аксессуаров для болгарки или отдельной пластины для дрели или болгарки. Для этих целей можно использовать любое устройство, главное, чтобы в нем был регулятор, позволяющий работать на малых оборотах. Перед началом последнего этапа поверхность изделия тщательно очищается от пыли, протирая влажной тканью (без растворителя!).

Для полировки эпоксидной смолы используются две пасты, №45 и №10. Число указывает долю абразива в микронах. При желании можно использовать пасты с другими более или менее похожими значениями. Нанесите на шлифовальную тарелку небольшое количество полироли. Полировку производят на малых скоростях, перемещая подошву круговыми движениями с легким давлением. Наносите каждый лак на ногти в течение 1-2 минут, пока не получите желаемый блеск.

журнальный столик из эпоксидной смолы своими руками

Жидкая смола не прозрачная, а мутная. Что делать?

Компонент А всегда должен быть кристально чистым. Но часто случается, что она мутнеет, уплотняется, а иногда в смоле образуются осадки или хлопья. Если смешать компонент А в таком виде с отвердителем, он затвердеет, что совершенно недопустимо. Но не беспокойтесь. Самая сильная дымка, даже молочная, — это 100% естественный и обратимый процесс. Происходит это абсолютно со всей смолой из-за воздействия низких температур, соответственно чаще это происходит в холодное время года.

Для восстановления прозрачности смолы необходимо хорошо (!) Закрытую емкость с компонентом А поместить в емкость с горячей водой (50-70 ° С) и выждать от 30 минут до полутора часов (в зависимости от на начальном объеме). Смола нагреется и полностью восстановит прозрачность, поэтому ее не нужно размешивать или встряхивать.

Независимо от того, в какое время года вы работаете со смолой, мы настоятельно рекомендуем вам также проверять ее на легкую матовость каждый раз, когда вы ее используете. В прозрачной таре это будет сразу видно. С пластиковыми банками сложнее: можно поднести фонарик и оценить состояние содержимого через открытую крышку.

Какой бывает эпоксидная смола для творчества

На сегодняшний день существует более десятка видов эпоксидных смол. Они различаются по текстуре, цвету, свойствам, плотности эпоксидной смолы и другим эксплуатационным характеристикам. Не все эти составы используются для творчества. Рассмотрим основные виды такого материала.

Характеристики популярной разновидности эпоксидной смолы ЭД-20

ЭД-20 на протяжении десятилетий считается самой «популярной» маркой эпоксидной смолы. В свою очередь, он выпускается первого и высшего сорта. Первоклассный материал имеет высокую вязкость и желтоватый цвет. Его продолжительность не превышает 4 часов. Такой синтетический продукт идеально подходит для использования в различных отраслях промышленности: авиастроении, машиностроении, судостроении, электротехнике. Часто эпоксидная смола ЭД-20 используется как основа для клеев, герметиков, пропиток и пропиточных составов.

Изделие из технической синтетической смолы марки ЭД-20 первого сорта. Отличается мутностью и желтоватым оттенком
Изделие из технической синтетической смолы марки ЭД-20 первого сорта. Отличается мутностью и желтоватым оттенком

Другое дело — очень качественная эпоксидная смола ЭД-20, специально созданная для декоративных элементов. Он отличается исключительной прозрачностью и хорошей вязкостью. Работать с таким материалом довольно просто и приятно. Именно такой состав для творчества принято называть эпоксидной смолой. На рынке представлена ​​различными брендами производителей: от зарубежных до отечественных.

эпоксидная смола эд-20Состоит из украшений ЭД-20
Состоит из украшений ЭД-20

Лучшими смолами для украшений считаются такие бренды, как Crystal Glass, Viva Decor, Epoxy. В зависимости от того, как вы их разводите, консистенция может быть густой или жидкой, но главное, чтобы сам полученный раствор был без пузырьков и идеально принимал любую форму. Эти производители, как и другие производители ювелирных изделий, также работают со смолами ЭД-16, ЭД-22.

Прозрачная и цветная эпоксидная смола для заливки

Смотришь на работу из компаунда и удивляешься, насколько красивы и глубоки цвета. Где купить и сколько стоит эпоксидка такого оттенка? Как уже было сказано выше, такой синтетический состав бывает прозрачным или желтоватым, что негативно сказывается на эстетике изделия.

Желтая эпоксидная смола
Желтая эпоксидная смола

Для придания декоративных эффектов и дизайнерских цветовых решений изделиям из синтетических смол выпускаются целые линейки всех видов пигментов и наполнителей. Насколько ярким получится оттенок и равномерно смешает цвет, зависит от приобретенных брендовых свойств состава и, несомненно, от мастерства самого «творца». Поэтому только приобретенный опыт и навыки помогут достичь желаемых результатов.

Глиттер для эпоксидной смолы
Глиттер для эпоксидной смолы глиттер для эпоксидной смолыКолер для соединения
Составной краситель для эпоксидной смолы

Однако относительно недавно на российском рынке появился такой продукт для декорирования изделий, как мягкое стекло. Ее также часто называют точно окрашенной эпоксидной смолой, поскольку в основе состава лежит именно такой синтетический материал. Это разновидность цветной пасты, предназначенной для нанесения на любую поверхность. После высыхания создается эффект мароуанского стекла. Такие композиции очень популярны при росписи стекла, создании витражей и других необычных приспособлений.

Мягкое стекло от итальянского производителя
Мягкое стекло от итальянского производителяМаленькая вселенная от Satisha Tomizu из мягкого стекла
Маленькая вселенная от Satisha Tomizu из мягкого стеклаРоспись по стеклу
Роспись по стеклу

Состав и компоненты для эпоксидной смолы

Обладая такими удивительными эксплуатационными характеристиками и уникальными качествами, все эпоксидные смолы, за исключением мягкого стекла, имеют одинаковый состав компонентов:

  • дифенилолпропан;
  • эпихлоргидрин;
  • гидроксид натрия.

Для каждой марки соединения пропорции вышеперечисленных ингредиентов различаются. Кроме того, в рецептуру добавляются дополнительные добавки в зависимости от полученных характеристик. Ведь при наличии химических устройств, из которых делают эпоксидную смолу и определенных навыков, такой материал можно изготовить в домашних условиях самостоятельно. Но только получившийся состав будет желтым и вязким, что для ювелирных работ не очень хорошо.

Как правило, эпоксидная смола представляет собой двухкомпонентный состав, состоящий из самого соединения и отвердителя. Но есть и другие ингредиенты, которые помогают улучшить свойства смолы и качество конечных продуктов.

Отвердители эпоксидной смолы

Отвердитель — неотъемлемый «спутник» любой эпоксидной смолы и композиций на ее основе. Без такого раствора кристаллизация раствора просто не произойдет. Если вы покупаете специальную смолу для украшений, то в основной состав всегда входит подходящий отвердитель. Если состав приобретается отдельно, отвердитель выбирается исходя из его характеристик:

  • ПЭПА — самый дешевый и популярный вид отвердителя. С ним можно работать при комнатной температуре, он застывает даже при + 23… + 25 ° C примерно за 24 часа. Он имеет легкий запах аммиака и вызывает раздражение при контакте с кожей. Однако его легко смыть водой с мылом. Имеет желтоватый цвет и вязкость. Отличается мутностью. Хорошо сочетается со смолами марок ЭД-20, Эпокси-520 и другими подобными составами. Не рекомендуется для розлива сыпучих продуктов;

PEPA
Отвердитель PEPA для детского питания

  • CHS-Hardener P-11 (Telalit 0210) — тот же ПЭПА, только моющее средство. Не имеет матовости и полностью прозрачен. Еще менее вязкий. Хорошо сочетается со смолой ЭД-20 и другими ювелирными составами, но не рекомендуется использовать при заливке объемных предметов;
  • Epilox H 10-34 — модифицированный состав со средней вязкостью, по консистенции схожий с обычным рафинированным подсолнечным маслом. Полностью прозрачный. Работает при температуре + 15 ° С. Подходит для отливки натяжных потолков, наливных полов и других поверхностей;
  • Телалит-590 — «последнее слово» в области эпоксидных смол. Это отвердитель нового поколения с прозрачной структурой и вязкостью, как у воды. С ним можно работать при температуре + 20… + 25 ° С. Идеально подходит для изготовления объемных изделий и поверхностей.

Отвердитель — незаменимый состав любого состава. Однако, помимо него, есть и другие компоненты, придающие смоле дополнительные характеристики.

Пластификаторы для эпоксидной смолы

Пластификаторы — это специальные добавки, которые устраняют небольшие дефекты в композициях, придают им определенные свойства, например, путем разбавления до желаемой степени вязкости, устранения хрупкости и повышения прочности. А при заливке больших объемов пластификаторы просто незаменимы. Эти добавки бывают разных видов:

  • S-7106 — относительно недорогой высококачественный пластификатор, повышающий пластичность, гидрофобность, термостойкость и прочность эпоксидной смолы после отверждения. Абсолютная прозрачность;

пластификатор для эпоксидной смолы

  • ДЭГ-1 — это разновидность эпоксидной смолы. Однако это также отличный пластификатор, делающий состав эластичным. Имеет коричневый оттенок, но это не мешает изготовлению прозрачных изделий с его использованием;

пластификатор для эпоксидной смолы ДЭГ-1

  • ДБФ — универсальный пластификатор, используемый не только для разжижения компаундов, но и для других синтетических компаундов, таких как «холодный фарфор». Хорошо устраняют трещины. Но чтобы он оставался в эпоксидной смоле, в пластификатор следует добавить Аэросил. Смесь, смешанная с таким пластификатором, может долго храниться в закрытой таре.

пластификатор для эпоксидной смолы DBFDBF
DBF

Все необходимые пластификаторы и добавки уже присутствуют в специальной смоле для творчества. Поэтому его стоимость выше и работать с таким составом намного проще.

Растворители для эпоксидной смолы

Чтобы снизить вязкость эпоксидной смолы, которая со временем увеличивается, до использования современных пластификаторов использовались растворители. Сегодня с такой практикой «связывают» незаметно, так как такие составы получить не так-то просто, они стоят дорого и очень легко переборщить с дозировкой, что скажется на качестве продуктов. Поэтому все чаще отдают предпочтение пластификаторам или модифицированным смолам, не требующим растворителей.

Внимание! Подобные разбавители также необходимы для очистки инструментов, рук и поверхностей от остатков смолы. Для этого хорошо подходят уайт-спирит, ацетон, бензин. Но добавлять такие растворители в готовые составы категорически не рекомендуется.

Наполнители для эпоксидной смолы

В качестве составного наполнителя можно использовать практически все. Некоторые из этих наполнителей придают изделиям не только декоративный вид, но и дополнительные эксплуатационные характеристики:

  • мраморная крошка разной фракции, змеевик и гранит: щебень «под стекло» всегда казался интересным, к тому же он придает дополнительную прочность, поэтому этот вид наполнителя часто используют для заливки столешниц и полов;
  • кварцевый песок не растворяется в эпоксидной смоле и с его помощью можно создать в комнате настоящий пляжный вид;
  • блестки, алюминиевая пудра и красители — придадут цвет и блеск любому изделию;
  • цемент — разновидность наполнителя, придающего изделию бетонный цвет и повышенную прочность;
  • древесная мука — хорошо увеличивает вязкость и в основном используется, когда в композитах используются древесина и эпоксидная смола;
  • графитовый порошок и диоксид титана — хорошие альтернативы современным пигментам. Графит окрашивает смолу в черный цвет, а диоксид титана — в кипящую белизну. Оба совершенно безвредны и нетоксичны.

Внимание! В смесь также часто добавляют гипс, мел, тальк, зубную пасту и алебастр, чтобы придать ей белый цвет. Но такие материалы гигроскопичны, что не очень положительно сказывается на характеристиках выпускаемого продукта. Поэтому лучше не экономить, а покупать проверенные пигменты.

Как пользоваться эпоксидной смолой для небольших изделий

Весь мир в маленьком кольце
Весь мир в маленьком кольце

Опытным мастерам работать с таким синтетическим составом несложно, так как такие составы устойчивы при приготовлении и заливке. У новичков могут возникнуть вопросы. Правильно сказано, что дьявол кроется в деталях. Именно его «найдут» на видео ниже, рассказывающем, как работать с эпоксидной смолой для украшений.

Идеальный материал для создания шедевров: эпоксидная смола для творчества и особенности ее использования

Краска для эпоксидной смолы

Можно ли красить эпоксидную смолу? Да, конечно. Все эпоксидные смолы по умолчанию бесцветны, но вы можете их раскрасить по своему усмотрению. Для этого используются специальные жидкие красители (!), Сухие пигментные порошки и другие виды красителей.

Пасты и жидкие краски дают однородный плотный цвет. Их используют для придания изделию глубокого ровного цвета. Жидкие краски делают смолу полностью прозрачной, как показано на рисунке ниже, а пасты дают прочную водонепроницаемую заливку.

Жидкие красители для эпоксидной смолы

Пигментированные красители растворяются в мелкодисперсной суспензии и создают в затвердевшей смоле интересные подвижные жидкие цветовые эффекты, напоминающие мазки кисти или перламутровые переливы.

Пигментированные красители для эпоксидной смолы

Флуоресцентные (неоновые) красители с четкими яркими цветами склонны светиться в ультрафиолетовом свете. А составы с люминофором способны накапливать свет и давать мягкое свечение в темноте.

Флуоресцентные красители (неон) для эпоксидной смолы

Смоляные красители — это очень обширная тема, в которую вам нужно будет углубиться, если вы серьезно увлечены эпоксидным творчеством. Мы будем помнить только основные моменты. Процент красителя не должен превышать 5% от общего объема смолы. Пигмент необходимо наносить в несколько этапов, тщательно перемешивая смесь и проверяя насыщенность цвета. Избегайте образования комков — это не только некрасиво, но и влияет на полимеризацию смолы. Если вам нужно использовать в проекте несколько цветов одновременно, сначала налейте смолу в емкости, чтобы каждый мог быть окрашен в определенный цвет.

Не пытайтесь использовать самодельные красители, не говоря уже о красителях на водной основе. Даже самое небольшое количество жидкости в смоле приведет к необратимым дефектам по мере ее затвердевания. Допускаются только особые цвета. Еще лучше, если эпоксидная смола и цвет будут из одной марки — это гарантирует, что пигмент смешается до тех пор, пока он не станет полностью однородным и затвердеет без разводов

Какие условия и средства защиты нужны для работы с эпоксидной смолой

Вам нужно работать с эпоксидной смолой в хорошо вентилируемом (или даже лучше вентилируемом) помещении. Это действительно важно. Что бы ни говорили производители, любая смола в неотвержденном состоянии небезопасна. Поэтому мы защищаемся вентиляцией, используя респиратор, нитриловые перчатки и защитные очки (в том числе они защищают слизистые оболочки глаз от раздражающих паров). Не забывайте про дом: мы проводим работу подальше от кухни и детской комнаты.

Эпоксидная смола очень требовательна к условиям окружающей среды. Работать с ним можно только при невысокой влажности (не выше 30-40%) в диапазоне температур от 20 до 26-27 ° С. В жидком состоянии смола очень уязвима для влаги. Поэтому заливку нельзя производить после дождя, во время тумана, у рек и во влажной среде; кроме того, влага не должна находиться в формах и формах, которые контактируют с жидким материалом. Если этими требованиями пренебречь, то при застывании на смоле, скорее всего, появится аминовая пленка, дефект в виде маслянистого налета, например, на забытой чашке черного чая. Это сильно испортит внешний вид изделия.

Как бороться с аминной пленкой (помутнением) на поверхности застывшей смолы

Удаление аминного налета затруднено. Простые методы, о которых написано в Интернете, дают плохие результаты. Таким образом, тщательная очистка затвердевшей смолы с помощью губки и теплой воды будет работать только на небольших поверхностях и, опять же, не во всех случаях. В этом случае, даже если таким методом удастся частично удалить пятна, возникнет другая проблема — смола потеряет свой блеск.

аминопленка (туман) на эпоксидной смоле

Самый эффективный способ удаления пятен — тщательно отшлифовать всю смолу мелким абразивом (P280), а затем нанести тонкий слой эпоксидной смолы или краски на матовую поверхность. Смола должна быть очень текучей, чтобы заполнять любые шлифовальные микроцарапины, а поверхность приобретать идеальный блеск.

Конечно, если в качестве реставрационного слоя используется эпоксидная смола, нужно следить за тем, чтобы не повторить ошибок и не получить новый слой аминопленки. В этом случае краска более практична, но нанесение тонкого ровного слоя отделки (без проседаний и разводов) без краскопульта вряд ли получится. Даже сглаживание промежуточного слоя создает свои трудности, особенно на больших поверхностях. Без него проблему пятен не решить (пятна будут видны под новым слоем), кроме того, возрастет риск расслоения, из-за низкой адгезии между слоями покрытия.

Как мы видим, удалить аминовую пленку очень сложно, поэтому всегда нужно стараться избегать этого дефекта. Выше мы кратко перечислили основные причины появления мутной пленки:

  • несоответствие температуры в помещении необходимым нормам;
  • высокая влажность воздуха или проникновение воды на поверхность / в форму.

Но это еще не все. Чтобы избежать появления некрасивых пленок на продуктах, вам необходимо знать следующее:

  • аминопленка может образовываться при работе с небольшими объемами смолы, когда низкая интенсивность химической реакции не обеспечивает необходимого нагрева смеси;
  • дефект часто вызван неправильным соотношением компонентов (обычно перелив отвердителя);
  • использование красителей и модификаторов, не рекомендованных производителем смолы, увеличивает риск образования пленки.
  • даже нагревание горелкой, чтобы пузырьки выходили из смолы, сопряжены с риском. Высокая концентрация углекислого газа, выделяемого при сгорании, может привести к образованию вышеупомянутой пленки, поэтому рекомендуется нагревать ее с помощью небольшой печи или, что еще лучше, феном для строительной площадки.

В ситуациях, когда все еще необходимо иметь дело с высокой влажностью — это может произойти, например, если идет дождь перед заливкой — метод прекатализа может помочь снизить риск образования аминопленки. Он заключается в том, чтобы смолу оставлять перемешанной до тех пор, пока не активизируется реакция, а когда она начинает нагреваться (температуру контролируем на ощупь через пластиковую емкость), начинаем заливать форму. Техника довольно рискованная, так как может привести к вышеупомянутому «закипанию» смолы. Поэтому не рекомендуется его проводить, если в состав замешано более 150 г. Как вариант, большой объем можно сразу разделить в надежную упаковку.

Если за время застывания смолы влажность подскочила, остается только закрыть окна и с помощью радиатора или тепловентилятора попытаться поднять температуру в помещении до максимально допустимых значений (обычно 26-27 ° C).

Дефекты и изъяны отливки неизбежны, если вы впервые работаете с эпоксидной смолой. Поэтому для ознакомления с этим материалом лучше выбирать небольшие поделки. В этом мастер-классе мы предлагаем именно такой проект — деревянное кольцо с простым декоративным эффектом.

Можно ли наносить эпоксидную смолу на стекло?

Да, хватит. Эпоксидная смола имеет хорошие адгезионные свойства к этому материалу. Его можно наносить на стекло, использовать в качестве клея или использовать для непрерывной затирки швов на стеклянных поверхностях. Главное, чтобы эпоксидная смола имела высокую прозрачность.

Перед созданием сплошных заливок поверхность протирают мелкозернистым абразивом: стекло становится непрозрачным, что улучшает адгезию материалов и предотвращает образование отражений между слоями. Не волнуйтесь, после заливки смолы все микроцарапины заполнятся и блеск полностью восстановится. Но для этого, помимо прозрачности, эпоксидная смола должна обладать высокой текучестью.

Инструкция по применению ЭД-20: пропорции отвердителя и эпоксидной смолы

Как уже упоминалось выше, эпоксидная смола ЭД-20 и отвердитель ПЭПА — самые простые в использовании. Учтите их пропорции и технику смешивания:

  • берут стандартные пропорции, подходящие для составов, используемых при изготовлении небольших изделий — на 10 частей ЭД-20 берется одна часть отвердителя;
  • очень аккуратно все взвесить, до 1 грамма;
  • не нужно ничего нагревать, такие составы так хорошо работают в композите и прекрасно смешиваются;
  • после тщательного взвешивания доводим оба раствора до абсолютной однородности;
  • когда смешивание будет завершено, можно сразу приступить к работе с разбавленной эпоксидной смолой.

Так выглядит разбавленный состав ЭД-20 с отвердителем ПЭПА
Так выглядит разбавленный состав ЭД-20 с отвердителем ПЭПА

По какой цене купить смолу для творчества

Эпоксидная смола — очень популярный и востребованный продукт, поэтому найти его не составит труда. Ниже мы предлагаем обзор средней стоимости аналогичного соединения.

Изображение Имя Средняя цена (на апрель 2018 г.), руб
Идеальный материал для создания шедевров: эпоксидная смола для творчества и особенности ее использования ED-20 500 за 1 кг
Идеальный материал для создания шедевров: эпоксидная смола для творчества и особенности ее использования Эпоксидная смола L + EPN 500 600 за 1 кг
Идеальный материал для создания шедевров: эпоксидная смола для творчества и особенности ее использования Хрустальные украшения 9 1100 для 300 г
Идеальный материал для создания шедевров: эпоксидная смола для творчества и особенности ее использования Ювелирные изделия из стекла из поли 1200 за 580 г
Идеальный материал для создания шедевров: эпоксидная смола для творчества и особенности ее использования Паста Soft Glass (Италия) 125 за 20 гр.

Заинтригованы перспективой работы с эпоксидной смолой для творчества и возможностью создать свое собственное уникальное изделие? Приступайте к работе, ведь самое главное — это желание. Экспериментируйте, мыслите нестандартно и тогда у вас все получится. Кстати, сегодня все изделия из эпоксидной смолы включены в стоимость. Поэтому их производство — отличная идея для открытия собственного прибыльного и современного бизнеса.

Оцените статью
Блог про эпоксидную смолу